735

Центр русского языка и региональных лингвистических исследований

Название  

Центр русского языка и региональных лингвистических исследований

 

Руководитель

Романов Дмитрий Анатольевич, доктор филологических наук, профессор

 

Состав:

Светлана Владимировна Кряж, младший научный сотрудник

Красовская Нелли Александровна,,доктор филологических наук, доцент

Старцева Наталия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент

Пронина Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцен,

Чихачева Тамара Александровна,,кандидат педагогических наук наук, доцент

Лахова Ольга Павловна, директор МКОУ «Новочерепетская СОШ ЦО» Суворовского района Тульской области, учитель высшей категории,

Митина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров тульской области

Веневцева Ольга Сергеевна, директор Крапивенского филиала музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

 

Основные направления исследований

Лингвистическая стилистика и лингвистическая поэтика русских писателей-классиков XVIII – XX вв. Центральная тема – «Колыбель их речи стройной…»: лингвостилистика и лингвопоэтика писателей Тульского края и произведений о Туле и тульской земле.

Лингвистическое и филологическое регионоведение. Центральная тема – «Край родной, запечатленный в слове»: сбор, картографирование, лексикографическое оформление и издание лексического и фразеологического материала тульских говоров.

Язык и стиль творческого наследия Л.Н. Толстого. Центральная тема – «Языковой мир Льва Толстого».

Функциональная история слова и психолингвистические аспекты речевой деятельности. Центральная тема – «Репрезентация эмоций в языке и околоязыковом пространстве».

Читательские компетенции современного носителя русского языка, смысловое чтение и функциональная читательская грамотность. Частные темы: «Создание лингвистической базы и опытных образцов контрольно-измерительных материалов по русскому языку и культуре речи для системы общего и высшего образования РФ», «Лингвистическое, культурологическое и историческое комментирование произведений писателей-классиков для целей образования».

 

Результаты исследований

            публикации

монографии

Романов Д.А., Старцева Н.М., Печурова Е.А. Тульский край в литературе: лингвостилистическое и лингвокультурологическое исследование. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2018. – 150 с.

Романов Д.А., Старцева Н.М., Печурова Е.А. Тульский край и русская литература: Очерки о литературном контексте Тульского края. – Тула: ТППО, 2020. – 243 с.

Романов Д.А., Кряж С.В., Старцева Н.М. Целостная текстоориентированная деятельность учащихся старших классов: теория и практика. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2022. – 126 с.

Романов Д.А., Вансяцкая Е.А., Крейдлин Е.С., Листратова И.В., Куражова, Пименова М.В. Лингвокультурное и коммуникационное пространство человека. – Иваново: Изд-во Ив.ГУ, 2022. – 256 с.

учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, хрестоматии:

Васильевых И.П., Дощинский Р.А., Иванов С.Л., Крайник О.М., Романов Д.А., Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2018. (Допущено Федеральным институтом педагогических измерений для использования в учебных заведениях Российской Федерации в качестве учебного пособия для подготовки к ЕГЭ). –384 с.

Романов Д.А. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные задания: 20 вариантов. Учебное пособие. – М.: Бином, 2018. (Допущено Федеральным институтом педагогических измерений для использования в учебных заведениях Российской Федерации в качестве учебного пособия для подготовки к ЕГЭ). – 240 с.

Романов Д.А., Печурова Е.А., Старцева Н.М. Современный русский литературный язык: языковая норма, интонация, методология. Учебник для вузов. Тула: Изд-во ТГПУ, 2018. – 247 с.

Романов Д.А., Печурова Е.А., Старцева Н.М. «Колыбель их речи стройной…» Хрестоматия текстов писателей-туляков и произведений о Туле. – Тула: Изд-во ТГПУ, 2018.  – 370 с.

Васильевых И.П., Дощинский Р.А., Иванов С.Л., Крайник О.М., Романов Д.А., Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2019. (Допущено Федеральным институтом педагогических измерений для использования в учебных заведениях Российской Федерации в качестве учебного пособия для подготовки к ЕГЭ). – 382 с.

Арзуманова Р.А., Балыхина Т.М., Гагарина А.А., Дроздова О.Е., Романов Д.А., Юрманова С.А. Добро пожаловать! Учебное пособие для учителей образовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся. – М.: Изд-во РУДН, 2019. – 303 с.

Романов Д.А., Старцева Н.М., Печурова Е.А. Родной край в слове и слово о родном крае. Пособие по формированию культурных компетенций тульских школьников. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. – 332 с.

Романов Д.А., Сафонова Т.В. История русского литературного языка. Учебно-методическое пособие. – Тула: ТППО, 2020. – 300 с.

Романов Д.А. Русская эмфаза. Учебник для вузов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2021. – 140 с.

Романов Д.А. Основы лингвистической стилистики и лингвистической поэтики. Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2021. – 160 с.

Романов Д.А., Кряж С.В., Старцева Н.М., Пронина Е.В. Классика отечественной публицистики в совершенствовании читательских компетенций учащихся. Методическое пособие для педагогов. – Тула: ТППО, 2021. – 72 с.

Романов Д.А., Гаврилина Н.А., Сафонова Т.В. Русский язык и культура речи. Хрестоматия. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2021. – 232 с.

словари:

Романов Д.А., Кряж С.В., Старцева Н.М. Словарь редких, забытых и непонятных слов романа Л.Н. Толстого «Война и мир». – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2020. – 205 с.

Романов Д.А., Красовская Н.А. Словарь тульских говоров: Часть вторая: Е – Л. – Тула: ТППО, 2021. – 370 с.

Романов Д.А., Красовская Н.А. Словарь тульских говоров: Часть третья: М – П. – Тула: ТППО, 2021. – 294 с.

Романов Д.А., Красовская Н.А. Словарь тульских говоров: Часть четвертая: Р – Я. – Тула: ТППО, 2022. – 305 с.

комментированные издания классики:

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник. После бала: Параллельные тексты на русском и венгерском языках с комментариями. Идея издания, научный аппарат, предисловие Д.А. Романова. – Тула: Дизайн-коллегия, 2018. – 148 с.

Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Комментированное издание. Идея, научная концепция, вступительная статья Д.А. Романова. – Тула: Дизайн-коллегия, 2019. – 164 с.

И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско. Комментированное издание. Идея, научная концепция, вступительная статья Д.А. Романова. Комментарии Романов Д.А., Кряж С.В. – Тула: ТППО, 2021. – 65 с.

А.П. Чехов. Рассказы. О. любви. Крыжовник. Человек в футляре. Комментированное издание. Идея, научная концепция, вступительная статья Д.А. Романова. Комментарии Романов Д.А., Кряж С.В. – Тула: ТППО, 2021. – 95 с.

статьи в изданиях, индексируемых в Web of Science:

Романов Д.А. Topical issues of linguistics and teaching methods in business and professional communication // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Volume 97, 2020. Page 492-498. DOI: 10.15405/epsbs.2020.12.02.66

статьи в изданиях, индексируемых в Scopus:

Романов Д.А. Пути развития отечественной словесности и формирование стиля романтической критики в статьях А.А. Бестужева-Марлинского (к 225-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 5. С. 42–52. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-83-5-42-52.

статьи в изданиях из списка ВАК:

Романов Д.А. Прибаутка как явление русской народной речи (в добавление к теориям паремий и клише) // Русский язык в школе, 2018, № 2. – С. 52–57. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-2-52-57.

Романов Д.А. Поэтика увлекательности: «Воспоминания о камне» А.Е. Ферсмана // Русский язык в школе, 2018, № 4. – С. 53–60. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-4-53-60.

Романов Д.А. Гармония простоты (Лингвопоэтика «Четвертой русской книги для чтения Л.Н. Толстого) // Русский язык в школе, 2018, № 8. – С. 47–54. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-8-47-54.

Романов Д.А. «Самый народный наш поэт»: язык басен И.А. Крылова (К 250-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 2019, № 1. – С. 64–71. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-1-64-71.

Романов Д.А. Проблема ассимиляции зубных согласных по мягкости в современной речевой практике // Русский язык в школе, 2019, № 2. – С. 89–92. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-2-89-92.

Романов Д.А. Философский и психологический опыт нравственно-этических поисков личности в художественно-языковой рефлексии (на материале повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий») // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2019. № 3. — URL:https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/972. DOI:10.18384/2224-0209-2019-3-972.

Романов Д.А. Языковые новации произведений Л.Н. Толстого 1870–1890-х гг. на фоне семантической и стилистической неологии его творчества // Труды Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова. Вып. 19. «Неология как проблема лингвистической поэтики». – М.: ИРЯ РАН, 2019. – С. 92–98. DOI: 10.31912/pvrli.2019.

Романов Д.А. «Денис, невежде бич и страх»: о лингвостилистических чертах комедий Д.И. Фонвизина (к 275-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 2020, № 2. – С. 42–49. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-2-42-49.

Романов Д.А. Лексические и стилистические характеристики цикла Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» (по материалам текстового комментария) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. – № 5 (98). – С. С. 68–82. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-5.

Романов Д.А. Третий всероссийский научно-практический семинар РУДН по дидактике русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся // Русский язык в школе, 2020, № 3. – С. 102.

Романов Д.А. На пути к пониманию текста русской классической литературы: «Словарь редких, забытых и непонятных слов романа Л.Н. Толстого “Война и мир”» // Мир русского слова. – 2020, № 3. – С. 49–56. DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13049.

Романов Д.А. «История самая простая и нисколько не занимательная…»: лингвопоэтика хроники Н.С. Лескова «Соборяне» (к 190-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 2021, № 1. – С. 53–60. DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-1-53-60.

Романов Д.А. Об отдельных символических единицах антропоморфного кода русской культуры (из материалов к словарю) // Когнитивные исследования языка. Выпуск 2 (45). Знаки языка и смыслы культуры. – Москва-Тамбов, 2021. – С. 613-623.

Романов Д.А. Читательские компетенции и целостная текстоориентированная деятельность современной языковой личности // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2021. № 3 (42). С. 32–39. URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4123/

Романов Д.А. «Без сделок с совестью своей…» (из наблюдений над лингвопоэтикой лирики Н.А. Некрасова) // Русский язык в школе, 2021. Т. 82, № 6. С. 55–65. DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-6-55-65.

Романов Д.А. Разновидности коммуникативной деструкции (на материале комедии А.Н. Островского «Волки и овцы». // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2021. № 4 (43). С. 178–188. URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4278/

Романов Д.А. О композиционном построении «бологовского фрагмента» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2022. № 1 (44). С. 219–228. URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4345/

Романов Д.А. Лингвопоэтика повести Д.В. Григоровича «Пахарь» в контексте языковых традиций русской литературы XIXXX веков (к 200-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 2. – С. 57–68. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-83-2-57-68.

Романов Д.А. Эмоциональный репертуар рассказа А.П. Чехова «Ионыч» в аспекте современных читательских компетенций. // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2022. № 2 (45). С. 239–250. URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4448/

международные публикации и статьи в соавторстве с зарубежными исследователями:

Романов Д.А. Тексты «большой азбуки» Л.Н. Толстого как дидактический материал для изучения лексики в курсе РКИ // Языковое сознание в аспекте межкультурной коммуникации: сборник статей. – Астана: Изд-во Евразийского нац. ун-та им. Л.Н. Гумилева, 2018. – С. 384–393.

Романов Д.А. (Россия), Молнар А. (Венгрия) Затекстовые лексические комментарии к циклу Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»: русско-венгерские параллели // Материалы XIII Междунар. семинара переводчиков. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». – Тула: Ясная Поляна, 2019. – С. 109–145.

Романов Д.А. Лексика «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого в эволюции его творчества и развитии русского литературного языка // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: Мат-лы междунар. научной конф. – Казахстан, Нур-Султан: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2019. – С. 65–77.

Романов Д.А. Отражение ценностной системы мировоззрения Л.Н. Толстого в языке романа «Война и мир» // Аксиологический диапазон художественной литературы: сборник научных статей. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2020. – С. 212–215.

Романов Д.А. Европейские культуры в интерпретации Льва Толстого: однозначное и неоднозначное (по страницам очерка «Севастополь в мае» и романа «Война и мир») // Slavica, T. 50. 2021. https: // ojs.lib.unideb.hu/slavica/article/view/9563.

Романов Д.А. Классическая публицистика как средство совершенствования читательских компетенций на уроках русского языка в старшей школе // Материалы Междунар. научн.-практич. конференции «Российско-белорусское пограничье: языковые и социокультурные аспекты взаимодействия». Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-российский университет». (Респ. Беларусь, г. Могилев, 25 ноября 2021 г.). – Могилев: Белорус.- Рос. ун-т, 2021, – С. 141-145.

Романов Д.А. (Россия), Молнар А. (Венгрия), Ковач Ф. (Венгрия) Из опыта перевода текстов «Русских книг для чтения» Л.Н. Толстого на венгерский язык // Материалы XVI Междунар. семинара переводчиков. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». – Тула: Ясная Поляна, 2022. – С. 157–196.

 

защищенные диссертации:

2018 г. Одиноков С.А. Кандидатская диссертация «Лингвостилистические и жанровые особенности драматургии Л.Н. Толстого» (научный руководитель – Романов Д.А.).

2021 г. Почуева Н.Н. Кандидатская диссертация «Семантический и этнокультурный подходы к изучению фразеологических единиц с лексемой-компонентом из сферы искусства (музыки, театра, живописи) в русском и английском языках (корпусное исследование)» (научный руководитель – Романов Д.А.).

2022 г. Аристова Л.В. «Фоносемантический звукоцветовой профиль произведений И.А. Бунина» (научный руководитель – Романов Д.А.).

 

конференции, проведенные на базе Центра:

XXXVI Международные Толстовские чтения (2018 г.)

XXXVII Международные Толстовские чтения (2020 г.)

Всероссийская научный семинар «Концепция целостной текстоориентированной деятельности учащихся общеобразовательных школ: теория и практика» (2021 г.)

XXXVIII Международные Толстовские чтения (2022 г.)

 

гранты, государственные задания

Грант РФФИ (Совместно с ЛГПУ им. Н.Н. Семенова-Тян-Шанского) 18-012-20039Г «Л.Н. Толстой и А.И. Солженицын: диалоги в непрошедшем времени» (2018 г.).

Грант Администрации Тульской области (ДС/96 от 25.09.2017) «Ступени грамотности: учебник русского языка для тульских вузов» (2018 г.)

Грант РФФИ 18-412-710001 «Колыбель их речи стройной…» (линвостилистическое исследование творчества писателей-туляков и произведений о Туле) (2018 г.)

Грант РФФИ 18-012-00008 «Лингвопоэтика произведений Л.Н. Толстого» (2018-2020 гг.)

Грант Администрации Тульской области (ДС/150 от 27.11.2019) «Тульский школьник в мире классической литературы: сделаем текст понятным и доступным на уроке» (2020 г.)

Грант Министерства культуры Тульской области (№ 457 от 11.10.2021) ««Словарь тульских говоров»: издание краеведческих материалов для поддержки регионального компонента историко-культурных, образовательных и просветительских программ в Тульской области» (2021 г.)

Госзадание Министерства просвещения РФ (073-03-2021-019/2; 073-03-2022-117/3) «Формирование читательских компетенций в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обучающихся» (2021–2022 гг.)

 

Партнеры Центра русского языка и региональных лингвистических исследований:

 

Институт лингвистических исследований РАН,

Институт славяноведения РАН,

Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН,

Институт языкознания РАН.

 

Институт содержания и методов образования Российской академии образования.

Центр авторской лексикографии Брянского государственного университета.

Центр академика И.И. Срезневского Рязанского государственного университета.

Диалектологический центр Орловского государственного университета.

Федеральный институт педагогических измерений.

Департамент образования Тульской области; Управление образования г. Тулы.

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.

 

Контактная информация

адрес: 300024, г. Тула, ул. Менделеевская, д. 7, ауд. № 6.

тел.: 8 (4872) 36-01-45

e-mail: kafrus@rambler.ru